Новости ПИШ РПИ

Подведены итоги олимпиады «Физтех.Инженер»

Олимпиада «Физтех» по профилю «Инженерное дело», также известная как «Физтех.Инженер», проводится Московским физико-техническим институтом для учащихся 8−11 классов. Основная её цель — поиск одарённых ребят и повышение интереса к инженерным профессиям. Организатор олимпиады — Передовая инженерная школа радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ (ПИШ РПИ МФТИ).

В этом году в олимпиаде приняли участие более 4500 школьников со всей России и из ближнего зарубежья. В финале состязались 452 участника, победителями олимпиады стали 32 человека, а призёрами — 77.

Задачи, представленные на финальном этапе, включали в себя инженерную тематику направления ПИШ РПИ, а именно: основы радиолокации (задержка ЭМ-сигнала и допплеровский сдвиг его частоты при отражении от подвижной цели, фокусировка ЭМ-излучения параболической антенной и его дифракционная расходимость, линза Люнеберга для формирования узкой диаграммы направленности), элементы электротехники (электродвигатели разных типов для БПЛА, электростатическая фокусировка пучка электронов), начала аэрогидродинамики (подъёмная сила вертолёта и самолёта, моменты сил, действующие на них, струйные течения и кильватерный след, уравнение Бернулли), методы создания напряжённых конструкций с остаточными деформациями (упрочнение лопаток авиадвигателей при лазерной обработке, холодная и горячая посадки при соединении деталей).
«Радостно видеть, что в этом году среди участников олимпиады "Физтех.Инженер" были уже знакомые нам лица. Ребята, которые в прошлом году не преодолели по баллам нужного барьера, в этом году снова пробовали свои силы, и четверо из них стали победителями и призёрами. Такие истории успеха привлекают внимание других участников и ещё раз подтверждают, что при желании всё возможно. Делаем выводы, что у "Физтех.Инженера" появляется свой "ученик" — это активный, интеллектуальный, любознательный школьник», — пояснил Александр Воеводенко.
Подводя итоги олимпиады, Павел Кулешов, один из авторов олимпиадных задач, преподаватель кафедры общей физики МФТИ, отметил, что лучшие результаты показали ученики 8 и 9 классов. А среди одиннадцатиклассников есть много ребят, кто справился с такой сложной темой, как теория параболической антенны с элементами дифракции. Ещё больше ребят успешно решили задачу о космическом буксире с жидкокапельным охлаждением реактора (в некоторых вопросах требовалось знание законов теплового излучения и фотоэффекта). Однако обращает на себя внимание слабое знание теории электродвигателей.
«Конечно, в школе эти вопросы проходятся мало, но в инженерии они имеют большое значение во всех направлениях техники, в частности — в близкой нам авиационной и радиолокационной технике — в качестве движителей летательных аппаратов и как приводы антенн радиолокаторов, т.е. игнорировать их нельзя! Выход видится в создании видеолектория. Самые высокие баллы были получены за задачу на эксцентрик и стиральную машину, т.к. она оказалась очень понятна и близка подавляющему большинству нынешних абитуриентов», — прокомментировал Павел Кулешов.
Победители и призёры олимпиады «Физтех. Инженер» среди 11 классов, а также победители олимпиады среди 10 классов получают право поступления в МФТИ без вступительных испытаний на программы: «Беспилотные авиационные системы», «Программная инженерия», «Авиационные технологии», «Радиолокационные технологии».

Победители олимпиады для 8–10 классов в качестве приза получают путёвку на инженерную смену в Летнюю олимпиадную школу МФТИ, а призёры — обучение в Заочной физико-технической школе.

Посмотреть разборы заданий прошлого года можно здесь.